Муниципальный совет: +7 (812) 584-43-34 | Местная администрация: +7 (812) 584-02-33|spbmo57@mail.ru

Защита прав предпринимателей

>>Защита прав предпринимателей

Защита прав предпринимателей

На сегодняшний день свобода экономической деятельности, снижение административного давления над субъектами предпринимательской деятельности является одной из приоритетных задач деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. В связи с этим проверки, осуществляемые контролирующими государственными и муниципальными органами, должны соответствовать требованиям действующего законодательства, а нарушения при их проведении оперативно пресекаться.

Одним из основных нормативно-правовых актов, регулирующих защиту субъектов предпринимательской деятельности, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (ст. 2 Закона). При этом следует отметить, что круг субъектов, так называемых контролирующих органов, имеющих право проводить указанные проверки, строго ограничен.

Следует отметить важный шаг законодателя, который с июля текущего года ввел применение риск-ориентированного подхода при организации

государственного контроля (надзора) (ст. 8.1 Закона). Он применятся в целях оптимального использования ресурсов контролирующих органов и представляет собой такой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в определенных случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя к определенной категории риска либо определенному классу опасности. Такое отнесение осуществляется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований. Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяются Правительством Российской Федерации.

Возвращаясь к организации проведения проверок, важно помнить, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут проводиться плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года и не могут превышать 20 рабочих дней (п.2 ст. 9 Закона). Однако, немаловажную роль теперь играет уже упомянутый риск-ориентированный подход, в соответствии с которым Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора) может быть установлено, что в таком случае плановая проверка юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.

То же касается и срока проведения проверки, который по общему правилу не может превышать 20 рабочих дней, но в случаях отнесения деятельности или производимых объектов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, Правительством РФ могут устанавливаться сокращенные сроки.

О проведении всех плановых проверок в обязательном порядке уведомляется прокуратура путем направления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок, в адрес ее органов планов, составляемых ежегодно. Еще одной серьезной новеллой законодательства является создаваемый, в целях учета проводимых проверок, единый реестр проверок, оператором которого является Генеральная Прокуратура РФ.

Проведение внеплановой проверки возможно в двух формах: документарной и выездной. Внеплановая выездная проверка осуществляется контролирующими органами после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Существует ряд оснований для проведения внеплановой проверки, таких, как: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или)

требований, установленных муниципальными правовыми актами; поступление в органы государственного и муниципального контроля заявления о возникновении угрозы причинения вреда либо причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, и т.д., а также о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), при этом анонимные заявления не рассматриваются; издание приказа органом государственного контроля, изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки. В некоторых случаях, когда проверка не терпит отлагательств, она может быть проведена на месте, но с последующим, в течение суток, обязательным извещением органов прокуратуры.

В случае проведения проверок с нарушениями федерального законодательства, контролирующие органы могут быть привлечены к административной ответственности (ст.19.6.1 КоАП РФ) и дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих полномочий при проведении проверки, а также за совершение противоправных действий.

Помимо контролирующих органов, свои проверки могут проводить и общественные организации. 21 июля 2014 года был введен в действие Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который урегулировал деятельность граждан, выступающих в качестве инспекторов или экспертов, либо в составе общественных объединений или в составе негосударственных некоммерческих организаций по контролю над органами власти и соблюдению последними законодательства. Следует отметить, что прокуратурой в целях защиты прав предпринимателей и способствованию установления благоприятной экономической среды для них осуществляется взаимодействие с представителями общественных организаций на постоянной основе.

В заключение следует отметить, что с текущего года Закон расширяет принцип открытости и доступности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем предоставления права на информацию об осуществлении контроля об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, что говорит о необходимости «прозрачного» контроля со стороны правомочных субъектов.

2015-09-04T15:18:21+00:00 Сентябрь 2, 2015|Прокуратура|Комментарии к записи Защита прав предпринимателей отключены