Полномочия отдела опеки и попечительства:

Место нахождения:

193231, Санкт-Петербург, ул. Латышских стрелков д.11 корп. 4, 1 этаж
Телефон/факс: +7 (812) 583-00-50
Часы приема граждан:
Понедельник – с 14.00 до 17.00;
Среда – с 10.00 до 13.00
Электронная почта: [email protected]

Сотрудники:

Руководитель структурного подразделения
Татур Анна Филипповна;
Главный специалист
Иванова Наталья Альбертовна
Главный специалист
Андреева Галина Викторовна;
Ведущий специалист
Яговец Антонина Александровна;
Специалист 1 категории
Игнатова Виктория Вадимовна.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 21 ноября 2007 года N 536-109 «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге» эти функции исполняет Отдел опеки и попечительства Местной администрации муниципального образования муниципальный округ Правобережный.

Татур Анна Филипповна
Приём граждан: понедельник — 14.00-17.00 среда — 10.00-13.00;
По адресу: ул. Латышских стрелков д.11 корп.4;
Иванова Наталья Альбертовна
Приём граждан: понедельник — 14.00-17.00 среда — 10.00-13.00;
По адресу: ул. Латышских стрелков д.11 корп.4;
Андреева Галина Викторовна
Приём граждан: понедельник — 14.00-17.00 среда — 10.00-13.00;
По адресу: ул. Латышских стрелков д.11 корп.4;
Яговец Антонина Александровна
Приём граждан: понедельник — 14.00-17.00 среда — 10.00-13.00;
По адресу: ул. Латышских стрелков д.11 корп.4;
Игнатова Виктория Вадимовна
Приём граждан: понедельник — 14.00-17.00 среда — 10.00-13.00;
По адресу: ул. Латышских стрелков д.11 корп.4;
подробнее

Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование организуется для женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в целях повышения уровня профессиональной квалификации этой категории женщин с учетом современных требований работодателя и получения ими новых профессиональных навыков, необходимых для перевода на новые рабочие места, позволяющие совмещать родительские обязанности с трудовой занятостью.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляются в образовательных организациях различных форм собственности по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда Санкт-Петербурга.

Кто имеет право пройти профессиональное обучение:
Женщины, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, состоящие в трудовых отношениях с работодателем (при этом возраст ребенка на время завершения профессионального обучения не должен превысить трех лет)

подробнее
1. Выявление, ведение учета и определение формы устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих надлежащего воспитания и содержания в семье и нуждающихся в помощи государства.

2. Выявление, ведение учета и определение формы устройства совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства.

3. Совместно с другими организациями и учреждениями системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних осуществление выявления неблагополучных семей на территории муниципального образования. Проведение профилактической работы с родителями, уклоняющимися от надлежащего исполнения родительских обязанностей.

4. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие детские сиротские учреждения.

5. Осуществление контроля дальнейшего передвижения несовершеннолетних в системе сиротских учреждений. Ведение совместной работы с детскими сиротскими учреждениями по защите законных прав и интересов несовершеннолетних, имеющих регистрацию места жительства на территории муниципального образования.

6. Осуществление защиты прав выпускников воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, проживающих на территории муниципального образования.

7. Осуществление систематического контроля исполнения опекунами и попечителями несовершеннолетних и совершеннолетних граждан, приемными родителями, состоящими на учете в органе опеки и попечительства муниципального образования, своих обязанностей.

8. Осуществление текущей работы с состоящими на учете опекунами, попечителями, приемными родителями.

9. Проведение подготовительной работы с кандидатами в опекуны, попечители, приемные родители или усыновители несовершеннолетних. Выдача заключения о возможности быть опекунами, усыновителями, приемными родителями.

10. Осуществление контроля проживания усыновленных детей в семьях усыновителей.

11. Формирование пакета документов и подготовка постановлений органа опеки и попечительства по следующим вопросам:
— отобрание несовершеннолетних у родителей в порядке статьи 77 Семейного кодекса РФ;
— установление/прекращение опеки или попечительства над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей;
— установление/прекращение опеки или попечительства над совершеннолетними гражданами;
— назначение/прекращение выплаты пособий на несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечением;
— освобождение физических лиц от выполнения обязанностей опекуна или попечителя;
— изменение имени и фамилии ребенка в порядке статьи 59 Семейного кодекса РФ;
— управление имуществом граждан, признанных безвестно отсутствующими, в порядке статьи 43 Гражданского кодекса РФ;
— эмансипация несовершеннолетних в порядке статьи 27 Гражданского кодекса РФ;
— распоряжение имуществом несовершеннолетних, опекаемых и подопечных в порядке статьи 37 Гражданского кодекса РФ;
— охрана жилищных прав несовершеннолетних, опекаемых и подопечных в порядке статьи 292 Гражданского кодекса РФ;
— приватизация жилой площади с участием несовершеннолетних;
— обоснованность усыновления и его соответствие интересам усыновляемого ребенка в порядке статьи 125 Семейного кодекса РФ;
— изменение брачного возраста.

12. Проведение приема граждан по вопросам опеки и попечительства

Сегодня много говорят о проблеме сиротства в целом и проблемах ее решения на государственном уровне, между тем сирота – это обычный ребенок, которому более всего нужна помощь конкретных родителей. И так называемая «проблема сиротства» – в реальности проблема каждого из нас, проблема нашего будущего и будущего наших детей.
Важно понять, что жизнь в детском доме – это катастрофа для ребенка. И только семья — является самым эффективным способом решения проблемы ребенка сироты.
Одним из важнейших прав ребенка является право жить и воспитываться в семье.
Усыновление – одна из форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей в семью. Усыновители приобретают не только права, но и обязанности по отношению к усыновленному ребенку.
Необходимо помнить, что в случае усыновления появляется новый полноправный член семьи, которого усыновители обязаны воспитывать, заботиться, материально содержать, отвечать за его жизнь и здоровье.
Усыновление является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок приобретает все права и обязанности родного (неимущественные и имущественные, в том числе и жилищные права). Тайна усыновления охраняется законом. Усыновление одного ребенка разными лицами не допускается.
Усыновление производится в судебном порядке. Посредническая деятельность не допускается. Присутствие усыновителей обязательно.
Усыновителями могут быть совершеннолетние граждане, которые:

  • не лишались (ограничивались) родительских прав;
  • не признаны судом недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • не отстранялись от обязанностей опекуна, усыновителя, приемного родителя:
  • не имеют судимости;
  • не имеют противопоказаний по состоянию здоровья;
  • имеют постоянное место жительства, а также жилье, отвечающее санитарно-техническим нормам;
  • имеют доход, обеспечивающий усыновленному ребенку уровень жизни не ниже прожиточного минимума.

Усыновление допускается в отношении детей:

  • родители которых неизвестны (в свидетельстве о рождении прочерк);
  • родители умерли;
  • имеется письменное согласие родителей на усыновление;
  • родители лишены родительских прав;
  • родители признаны судом недееспособными;
  • имеется акт об оставлении ребенка в больнице.

Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность.
Согласие ребенка достигшего возраста 10 лет является, безусловно, необходимым, без него усыновление не может быть произведено. Мнение ребенка не достигшего 10 летнего возраста, так же должно быть рассмотрено с того момента, когда ребенок в состоянии его сформулировать и выразить.
Граждане желающие усыновить ребенка, могут обратиться к специалистам опеки и попечительства местной администрации муниципального образования Правобережный по адресу:
Санкт-Петербург, ул. Латышских стрелков, д. 11, корп. 4,
в часы приема:
Понедельник — с 14 ч. до 18 ч.
Среда — с 10 ч. до 13 ч.
т. 583-00-50

Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, а также право на заботу родителей и совместное с ними проживание. При осуществлении родителями своих родительских прав и обязанностей между ними могут возникать споры различного характера. Конечно, большинство споров между родителями в отношении детей могут быть улажены без вынесения их на рассмотрение суда или привлечения органа опеки и попечительства. Однако случается, что родители не могут достичь согласия по вопросам воспитания или образования ребенка, тогда они вправе обратится за помощью в орган опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства дает устные или письменные рекомендации по преодолению разногласий возникших между сторонами с учетом интересов ребенка. Такие рекомендации носят консультативный характер и не подлежат принудительному исполнению. И если между родителями (иными законными представителями ребенка) не достигнуто соглашения, их спор может быть разрешен в судебном порядке.
К спорам, разрешаемым в судебном порядке, относятся, конечно, не все споры между родителями о воспитании детей, а только наиболее значимые и которые не могут быть решены без применения предусмотренной Семейным кодексом судебной или иной процедуры. К таким спорам, семейное законодательство относит споры:

  • о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;
  • об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;
  • об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников;
  • о возврате родителям, опекуну, приемным родителям незаконно удерживаемого ребенка;
  • о лишении либо ограничении родительских прав;
  • о восстановлении в родительских правах либо отмене ограничений родительских прав.

Участие органа опеки и попечительства в делах по рассмотрению судебных споров, связанных с воспитанием детей, является одной из форм защиты семейных прав.
При рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, в судебном порядке к участию в деле определением суда в обязательном порядке должен быть привлечен орган опеки и попечительства. По запросу суда орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, и предоставляет суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора. В установленных законом случаях представляемое суду заключение органа опеки и попечительства должно учитывать мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет.
Заключение органа опеки и попечительства является доказательством, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами.
Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, может отказать в удовлетворении иска и передать несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства для принятия мер для защиты прав и интересов ребенка и избрания наиболее приемлемого способа устройства его дальнейшей судьбы.
Орган опеки и попечительства участвуя в спорах, возникающих в процессе воспитания детей, в принятии решения или подготовке заключения для суда, в первую очередь, руководствуется соблюдением интересов детей с учетом возможности создания родителями (законными представителями) наиболее благоприятных условий для их воспитания и образования.

Основной функцией органа опеки и попечительства является работа с несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей. Дети данной категории должны учитываться и состоять на контроле в органе опеки и попечительства по месту постоянного проживания.
Социальное сиротство — это явление, основными причинами которого являются социальные, экономические и нравственные проблемы общества. Все эти проблемы (в совокупности или самостоятельно) приводят к тому, что родители фактически бросают своих детей, и эти дети становятся социальными сиротами. Из опыта работы органа опеки и попечительства нашего района можно сделать вывод о том, что основными причинами социального сиротства являются:

  1. злоупотребление родителями спиртными напитками
  2. невысокий доход семьи
  3. чрезмерная занятость родителей на работе
  4. наличие большого количества бытовых проблем в семье
  5. неумение и (или) нежелание родителей заниматься воспитанием, образованием и развитием своих детей
  6. жестокое обращение с детьми (физическое или психологическое)

Имеются случаи и психического расстройства у граждан. Все эти причины приводят к тому, что подобные семьи становятся неблагополучными, а дети в них предоставлены сами себе и очень часто — неблагополучному окружению, или убегают из семьи.
Основную массу неблагополучных семей составляют семьи одиноких родителей, неполные или многодетные семьи, а также семьи, в которых один или оба родителя не имеют постоянной работы.
В настоящее время действует ряд законодательных актов, направленных на поддержание семей с детьми со стороны государства, среди них:

  1. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
  2. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
  3. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»

Но, законодательно закрепленная государственная поддержка не снимает в целом проблему безнадзорности детей. Со временем отсутствие должного внимания со стороны родителей приводит к тому, что дети становятся сиротами при живых родителях, т.е. социальными сиротами.
В работе по предупреждению социального сиротства главную роль играет профилактика, эффективность которой зависит от времени выявления данной семьи, т.е. от того, сколько времени прошло с момента появления неблагополучия в семье. Важное значение в решении проблем семьи имеет своевременность выявления ситуации.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в эту систему входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
В соответствии с этим законом, специалисты отдела опеки и попечительства тесно сотрудничают с другими структурными подразделениями системы и проводят работу по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Им оказывается помощь (в том числе юридическая, консультативная, педагогическая, материальная, психологическая), разъясняется действующее законодательство в части исполнения родительских обязанностей, защиты прав несовершеннолетних и меры ответственности за нарушение действующего законодательства.
С целью проведения профилактической работы специалисты отдела опеки и попечительства совместно с представителями других организаций и учреждений регулярно проводят обследования условий проживания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, получают от соответствующих организаций информацию о том, нарушаются ли права детей в части образования, здравоохранения, материального обеспечения. Если факты нарушения выявляются, то принимаются меры, отвечающие законодательству. При этом обязательно проводятся беседы разъяснительного характера с несовершеннолетними о недопустимости совершения правонарушений, а с законными представителями несовершен-нолетних о недопустимости нарушения прав ребенка. В ходе такой работы специалисты органа опеки и попечительства дают консультации детям и взрослым по различным вопросам, оказывают помощь в направлении граждан в другие интересующие их организации.
Информация о неблагополучных детях и семьях с детьми в отдел опеки и попечительства поступает из различных источников. Основная доля таких сообщений поступает из отделов полиции, учреждений образования и здравоохранения, а также от граждан. При поступлении подобной информации специалисты отдел опеки и попечительства незамедлительно ее проверяют. В случае подтверждения информации семья ставится на учет в ООиП, в отделе по делам несовершеннолетних (ОДН) Невского района. К работе с семьей привлекаются и другие организации системы профилактики. Целью данной работы является выявление и устранение причин и условий, порождающих беспризорность и неблагополучие в семье.
С целью усиления работы по раннему выявлению неблагополучных семей, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся заседания, посвященные раннему выявлению семей данной категории. Для участия в таких мероприятиях приглашаются представители органов образования и здравоохранения района. В ходе проведения мероприятий особое внимание уделяется именно раннему выявлению семей с детьми в трудной жизненной ситуации.
Бывают случаи, когда дети попадают в условия, опасные для их жизни и здоровья. В таких ситуациях специалисты отдела опеки и попечительства обязаны отбирать детей из семьи (в порядке ст. 77 СК РФ) и направлять в суд исковое заявление о лишении родителей родительских прав. Такого рода исковое заявление может быть подано ООиП и в том случае, когда все профилактические меры в отношении родителей не дали результата, т.е. родители отказываются должным образом выполнять свои обязанности.
На территории нашего муниципального образования муниципального округа Правобережный имели место случаи, когда несовершеннолетние помещались в детские сиротские учреждения временно, по личному заявлению родителей, без лишения родителей прав в отношении детей. Данные шаги были направлены именно на устранение причин безнадзорности несовершеннолетних.
К сожалению, профилактическая работа не всегда оказывает положительный эффект, и ребенок остается без попечения родителей. В этом случае именно орган опеки и попечительства занимается дальнейшим жизнеустройством ребенка. При этом приоритетной формой устройства является семейная, и мы делаем все возможное, чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, в дальнейшем воспитывались в семье.

С 1 января 2014 предоставление мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с главой 3 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 (ред. от 11.03.2014) «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее – Кодекс).
Меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки в сфере отдыха и медицинского обслуживания установлены ст. 11 вышеуказанной главы Кодекса
Пунктом 2 ст. 11 Кодекса в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается дополнительная мера социальной поддержки в сфере отдыха по обеспечению один раз в год проезда к месту отдыха и обратно за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Обеспечение проезда за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере полной стоимости проезда к месту отдыха и обратно осуществляется в виде денежной компенсации в пределах норм расходов на обеспечение проезда к месту отдыха и обратно за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, установленных Правительством Санкт-Петербурга.
Порядок предоставления денежной компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Одновременно информируем, что п. 1 ст. 11 Кодекса в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена мера социальной поддержки в сфере медицинского обслуживания по предоставлению проезда к месту лечения и обратно за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Обеспечение проезда за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере полной стоимости проезда к месту лечения и обратно осуществляется в виде денежной компенсации в пределах норм расходов на обеспечение проезда к месту лечения и обратно за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, установленных Правительством Санкт-Петербурга.
Мера социальной поддержки предоставляется без ограничения количества поездок при наличии медицинских показаний.
В настоящее время, во исполнение Кодекса разрабатываются порядки предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и части предоставления дополнительной меры социальной поддержки в сфере отдыха.
До принятия Правительством Санкт-Петербурга соответствующего нормативно-правового акта (Порядка), предоставление мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2008 № 525 (ред. от 21.11.2013) «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в части, не противоречащей Кодексу.