“Дети – это наша старость.
Правильное воспитание — это наша
счастливая старость, плохое
воспитание-это, будущее горе, это
наши слезы, это наша вина перед
другими людьми, перед всей страной”.
А. С. Макаренко
Семья — это основа социализации личности. От социального климата в семье зависит процесс развития ребенка, усвоение им общественных норм и культурных ценностей.
В силу части 2 ст.38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Согласно действующему законодательству за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной, гражданско-правовой, семейно-правовой и уголовной.
Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Семейное неблагополучие безусловно является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы– главная задача органов и учреждений системы профилактики. К неблагополучным семьям относятся те, где имеются дефекты воспитания, обесцениваются семейные функции, ведется антисоциальный образ жизни.
В соответствии с положениями Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятого Государственной Думой 21.05.1999 г. органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; осуществляют профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которая включает в себя систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее — органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Согласно требованиям статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказа Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» целью надзора является обеспечение реального исполнения законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, защита их прав во всех сферах жизни общества и государства.
Полноценная реализация права на воспитание и заботу – важнейшая предпосылка гармоничного развития личности ребенка, условие его социализации, залог успешного будущего. Вот почему его охрана административными и уголовно-правовыми средствами необходима и обоснована.
Своевременное обращение внимания на имеющиеся признаки семейного неблагополучия медицинскими работниками (патронажными сестрами, участковыми педиатрами), участковыми уполномоченными полиции, педагогами дошкольных и общеобразовательных организаций и неукоснительное соблюдение ими требований ст. 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» позволило бы избежать серьезных негативных последствий.
Обязанности родителей и иных законных представителей определяются правами и интересами ребенка. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.
Административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию предусмотрена ст.5.35 КоАП РФ. Однако, понятие надлежащего, либо, напротив, ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка, является оценочным и зависит от конкретных обстоятельств.
Неуменение и нежелание своевременно увидеть признаки семейного неблагополучия и сообщить о них в органы, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.35 КоАП РФ, может повлечь за собой усугубление ситуации в семье, дальнейшее развитие негативных последствий с возбуждением уголовного дела по ст.156 УК РФ.
Анализ уголовных дел, возбужденных в отношении родителей (иных законных представителей) по ст. 156 УК РФ свидетельствует о том, что зачастую факты семейного неблагополучия (жестокого обращения) со стороны органов и учреждений системы профилактики не выявлялись, указанные родители, несмотря на свое противоправное поведение в отношении детей, ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетнего ребенка, к административной ответственности не привлекались.
Только лишь после явных признаков физического насилия, фактов, повлекших экстренную госпитализацию ребенка в учреждение здравоохранения с запущенными заболеваниями, выражающимися в том числе в отставании в физическом, психическом и умственном развитии, решаются вопросы об изъятии ребенка из угрожающей жизни обстановки и возбуждении уголовного преследования по указанной статье. (ПРИМЕРЫ)
Семейное неблагополучие, связанное с жестоким обращением с детьми, в большинстве случаев не является спонтанным, ему предшествует ряд таких факторов, как алкоголизация и наркомания родителей, условия жизни и воспитания самих родителей, семейное насилие.
Так, например, в ходе изучения сводки о происшествиях на территории района за 12.01.2015 и материалов КУСП одного из территориальных отделов полиции УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга установлено, что 12.01.2015 малолетний П., 2008 года рождения, был оставлен в парадной одного из домов Невского района, в результате чего ребенок был доставлен в отдел полиции, далее помещен в медицинское учреждение.
Малолетний П. является воспитанником ГБДОУ района. В день происшествия воспитателем ГБДОУ ребенок был передан постороннему человеку, который не является его законным представителем. В ходе изучения причин и условий произошедшего выяснилось, что малолетний проживал в неблагополучной семье, где со стороны отца существовало домашнее насилие, мать самоустранилась от воспитания сына, длительное время не проживала вместе с ним.
По результатам медицинского освидетельствования родителей установлено, что оба длительное время употребляли наркотические средства.
При этом сотрудниками дошкольной организации, несмотря на длительное ее посещение малолетним П., не обращалось внимания на то, в каком виде приходят родители ребенка, а также не выяснялись условия его проживания. Более того, факт прихода за ребенком постороннего человека вместо родителей не вызвал беспокойства, в связи с чем малолетний оказался в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью.
Имеют место факты, когда образовательными организациями не придается надлежащего значения сообщениям родственников или других лиц об имеющихся фактах неоднократного применения насилия к ребенку в семье, не принимаются своевременные меры в соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Так, из сводки о происшествиях на территории района за 13.03.2015 следует, что 13.03.2015 в территориальный отдел полиции поступило сообщение из ГБОУ о том, что учащийся 1 класса А., 2006 года рождения, пришел на занятия в школу с гематомой на лице.
Несовершеннолетний А., проживал совместно с отцом, местонахождение матери ребенка не известно. Систематически, начиная с февраля 2015 года, мальчик подвергался жестокому обращению со стороны отца, который наносил ему телесные повреждения, выражался в его адрес грубой нецензурной бранью.
В ходе проверки было установлено, что первый раз о домашнем насилии над несовершеннолетним классному руководителю 1 класса стало известно 04.03.2015 от бабушки ребенка.
08.03.2015 бабушка вновь сообщила классному руководителю об избиении ребенка отцом, а также высказываниях мальчика о нежелании жить.
Однако, это не стало поводом для более глубокого изучения причин семейного неблагополучия и своевременного информирования руководства образовательного учреждения и субъектов профилактики в соответствии с ч.2 ст. 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» для проведения профилактической работы с семьей. Докладная записка классного руководителя на имя директора школы о фактах домашнего насилия в отношении несовершеннолетнего поступила лишь 13.03.2015, и только после прихода ребенка в школу с видимыми синяками.
Своевременное сообщение о выявленных фактах в ОВД могло бы предотвратить нанесение телесных повреждений ребенку 12.03.2015.
При этом директор ГБОУ объяснила данный факт отсутствием у классного руководителя опыта работы в данном направлении.
Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Практика показывает, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал в угрожающую для его жизни и здоровья ситуацию, чем вернуть его к нормальной жизни.
Таким образом, своевременное привлечение родителей (законных представителей) к административной ответственности по ч. 1 ст.5.35 КоАП РФ, а также более жесткий социальный контроль и неравнодушие общества, являются важнейшими превентивными мерами, направленными на недопущение совершения в отношении детей преступных посягательств, а также нормальное и здоровое функционирование института семьи в целом.