Базовыми нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2800-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
Одним из признаков отнесения гражданина под понятие «потребитель» является приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотоаппарата для работы).
Закон предусматривает два варианта защиты прав граждан-потребителей. Первый подразумевает досудебную защиту, то есть претензионное производство, а второй является судебным (исковым).
Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца (изготовителя, исполнителя) — добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право.
Составляя претензию к продавцу или исполнителю работы, необходимо указать: свойства товара и его дефекты, подтверждающие ненадлежащее качество предмета или работ; отношения сторон и документы,
которые их регулируют; требования о возвращении стоимости товара или его замене, ремонте.
Претензия может быть отправлена по почте.
Если продавец отказывается исполнять свои обязательства, то покупатель может подать исковое заявление.
Согласно ст. 17 Закона категория гражданских дел о защите прав потребителей предоставляет истцу выбор между судами: либо по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Исключение составляют споры, вытекающие из договоров перевозки грузов: иски по ним предъявляются по месту нахождения транспортной организации. Заявления, в которых объем требований менее 50 тысяч рублей, подлежат рассмотрению мировыми судьями, остальные – районными судами.
Отдельно стоит отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
По спорам, связанным с защитой прав потребителей, также можно обращаться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 19) и прокуратуру Невского района Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, ул. Народная, д. 38а).